![]() |
Совсем немного истории Форма Типы мелодий Стиль и орнаментация Тональности Альтернативный строй Музыка Где найти материал Мой личный подход Исполнение кельтской музыки - фольклорной и традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретони на акустической гитаре - относительно недавнее нововведение. Эта довольно древняя музыка, часть которой датируется XIV веком и ранее, не исполнялась повсеместно на гитаре вплоть до XX века. Историческими инструментами, использовавшимися в такой музыке, были арфа, скрипка, флейты, вистлы, кнопочный аккордион, различные виды волынок (хайланд пайпс, иллианская волынка, смол пайпс) также как и многочисленные барабаны и перкуссии. Соответственно, звучание этой музыки в большой степени наполнено нюансами именно вышеперечисленных инструментов и одной из задач, появившейся с началом исполнения ее на гитаре, является сохранение такого звучания. Всего лишь несколько исполнителей были удачливее других в переложении музыки для гитары, а именно это были Дак Бэйкер, Дэйви Грэхем, Мартин Карси, Дэйв Ивнс, Джон Ренборн и Пьер Бенсусан. Отдавая дань процветанию кельтской гитарной музыки в США, этот список был бы не полон без упоминания Стефана Гросмана. Он важен тем, что привлек внимание публики к работе современных гитаристов, играющих кельтскую музыку, посредством выпуска записей, нотных сборников по табулатурам и кассетных уроков. Его деятельность с "Кикинг Мьюл", "Шаначи Рекордз" (*Названия известных фирм звукозаписи, выпустивших огромное количество кельтской музыки, - Прим. ЛК) и его гитарные мастер-классы продолжают привлекать наше внимание к работе великолепных гитаристов. Совсем немного историиТрадиционная музыка Ирландии и Шотландии стара и это написано во многих
книгах, повествующих скорее о музыкальной истории нежели о музыке. Некоторые
из этих книг перечислены в приложении в конце этой статьи. Особый интерес для
гитаристов представляют основные изменения в музыке и инструменты, под влиянием
которых они происходили. Оказывается, что ирландская традиционная музыка, например,
претерпела мало изменений в течении довольно долгого периода времени
(предшествующего последнему тридцатилетию). Мы не будем вдаваться в подробности,
почему случилось именно так (подобно некоторому застою в шотландско-ирландских
фолк-песнях в Аппалачах в XVII и XVIII веках в Америке), но пользой от этого
явилось то, что современные исполнители имеют возможность посредством записей и
музыкантов, обученных традиционалистами, уверенно вводить гитару в традиционную
музыку. Необходимо знать строение кельтских мелодий прежде тем как начать их
разучивать. Даже если вы не музыкант, понимание формы доставит вам больше
удовольствия от прослушивания музыки. В привычных для нас поп и кантри,
существуют формы, определяемые как куплет, припев и проигрыш. Почти вся
поп-музыка структурирована таким образом. Типичная песня может иметь форму
"куплет, куплет, припев, куплет, проигрыш, припев". В кельтской музыке части
просто обозначаются буквами алфавита, например, часть А, часть B и т. д.
Типичная ирландская или шотландская мелодия может иметь форму AABB или ABAB.
Форма AABB присуща жигам и рилам. Иногда мелодия может иметь части C, D и E.
Если вы послушаете местную группу, играющую ирландскую или шотландскую музыку
и ненадолго задержитесь рядом с ними, вы услышите такую часто используемую
структуру формы. Иногда части поразительно отличаются друг от друга, как в
поп-музыке мы бы обозначили это "куплет-припев", но в некоторых мелодиях
разница между частями призрачна, почти как если бы они были просто варициями
на тему. Музыку становится легче воспринимать после того как вы мысленно
свяжете эти простые буквенные обозначения с музыкальными переходами, которые
вы слышите. Большинство традиционной аппалачской скрипичной музыки
и Блюграс структурированы тем же способом. Существует много отличных друг от друга типов мелодий, большинство из которых относятся к ирландским и шотландским традициям. Будет полезным запомнить их имена и характеристики. Типы мелодий различаются по лежащему в основе ритмическим акцентам, темпу и структуре. Существует много типов и каждый из них имеет свое название. Единственным способом выучить эти типы является многократное их прослушивание, тем не менее сейчас мы можем начать описывать их в словах. 1. Формы танцев.Жига (Jig). Это форма с самым быстрым темпом и большинство людей отождествляют именно
ее с "ирландской танцевальной музыкой". Размер: 6/8 (примечание: хотя жиги и
записываются в размере 6/8, я всегда "чувствовал" их в размере 4/4. Я мысленно
считаю 1-2-3-4 с триплетами в конце. Думаю, вы также могли бы сказать, что я
думаю о них в размере 12/8). Характеризуется быстрым темпом и размером 9/8 с трехчастным ощущением. Также в быстром темпе, размер - 4/4, но с более плавным ощущением, чем в
жиге. Если вы прослушаете достаточно жиг и рилов, разница между ними станет
очевидна, она заключается в разных ритмических акцентах. Эта форма может иметь размеры 6/8, 12/8 или 4/4 с отличными от жиг и рилов
ритмическими акцентами. Другая танцевальная форма, аналогичная жиге. Сет танцевБолее величавое и, зачастую, классическое звучание танцевальной музыки. Ээр (Air). Эта форма отличается медленным темпом и мелодичностью. Когда бы гармония
не проникала в кельтскую музыку, обычно она делает это к месту. Мелодичная как ээр, но с определенным элементом печали. Peobracht.Шотландская волыночная форма, медленная, длинная и величественная. Обычно исполняется сольно, на хайланд волынке. 3. Другие формы.Марш. Акцент на "ощущение барабанной дроби". Музыка слепого ирландского арфиста Турлоха О'Кэролана (1670-1738) занимает
особое место. С точки зрения структуры, его сочинения идентичны другим
традиционным формам, но с другой стороны, у них есть нечто общее с
классическими произведениями Итальянского Ренассанса. О'Кэролан создал
несколько самых мелодичных и понятных мотивов ирландской музыки. Планксти - произведение, кому-либо посвященное. Это мог быть покровитель,
как в старые времена или друг, как в нынешние. Планксти - это не тип
мелодий сам по себе; ээрам, жигам, рилам и т. д. могло быть дано название
планксти. Ни для кого не будет сюрпризом узнать, что эта живая форма ассоциируется с танцем. Вместе с жигами, рилами и хорнпайпами она относится к ирландской кейли традиции. Стиль и орнаментацияУдачное переложение кельтской музыки для гитары влечет за собой несколько моментов. Один из них состоит в том, что вы должны стараться играть больше чем за один инструмент. Во многих случаях вы должны быть способны к ведению линии баса, ритма и мелодии. Отдельные медленные мелодии не являются строго ритмическими, но для правильного звучания требуют выигрывания контрапунктов (перекличек между мелодией и басом). Другой момент заключается в имитации стиля игры других инструментов. Довольно важным шагом на начальном этапе представляется простое восприятие на слух таких инструментов. Необходимость слушать аутентичных ирландских и шотландских музыкантов не может быть преувеличена. Почти вся традиционная музыка, исполняемая в США даже лучшими американскими музыкантами является производной от музыки Британских Островов. Аранжировки и стили на протяжении многих лет доходили до Америки, будучи передаваемыми от одного музыканта к другому. В то время как это дало нам интересные расхождения, мы должны слушать как можно ближе к источнику и, насколько это возможно, добиваться первоначального смысла музыки. Послушайте такие ирландские команды, как Bothy Band, De Dannan или The Chieftains, например. Послушайте каждый инструмент в отдельности. Обратите внимание на настоящих ирландских скрипачей (напр. Tommy Peoples или Sean Keane). Сконцентрируйтесь на том, что есть уникального в инструменте и манере игры. В случае с ирландской флейтой и вистлом вы услышите едва различимые вибрато и множество слайдов между нотами. В случае с арфой, вы заметите многообразие созвучий в мелодии, подобно одновременному перезвону бубенцов. Слушая волынку, заметите объемные трели, неснимаемый звук между нотами (по-другому никак) и постоянный бурдон самого низкого дрона. В игре скрипок вы услышите виртуозно быстрые и сложные элементы орнаментации, зачастую 5 или более нот пролетающих в одну десятую секунды. После всего этого, вы сможете более экспрессивно играть на гитаре, подражая стилям этих инструментов. Также уделяйте внимание ирландским и шотландским традиционным музыкантам и группам, выступающим в живую. Если вы хотите точно и успешно исполнять кельтскую музыку на гитаре, это не руководство к действию, а обязанность. Вы будете придавать музыке новый смысл. Старайтесь передавать этот драйв и выразительность в своей игре. ТональностиЕсли вы сойдетесь с группой ирландских музыкантов, вы быстро заметите, что почти все, что они играют находится в тональности ре мажор, соль мажор или смежных с ними. Это происходит потому, что большинство исполнителей использует ладовый или фиксированный строй диатонических инструментов; обыкновенные флейты, кельтские арфы, волынки и т. д. В них еще при изготовлении были заложены ограничения подобно губной гармошке: они благосклонны только к некоторым тональностям, что делает почти полностью невозможным игру в других ключах. Как гитарист, вы можете выбрать одну из стратегий. Первая заключается в перестройке вашей гитары в другой строй. DADGAD - это строй, используемый многими гитаристами, позволяющий определенно покровительствовать тональностям ре мажор, соль мажор и ля минор. (Прим. Dee Курцмана: DADGAD позволяет играть модальные аккорды, не мажорные и не минорные, без терции ("нейтральные"); на обычном строе надо пальцем эту терцию глушить, чтобы добиться такого эффекта.) Другим решением будет просто перестроить нижнюю ми в ре. Это дает больше простора и благозвучия в тональности ре мажор. Конечно, вы можете остаться и в стандартном строе, но открытая нижняя струна ми будет звучать намного менее выйгрышно. Если нижнее ми перестроено в ре и при этом вам надо сыграть что-нибудь в ми мажоре, вы можете легко поставить каподастер на второй лад (со временем переключение обратно из ре в ми будет даваться вам тоже легко). Альтернативный стройБольшинство играющих кельтскую музыку на гитаре тяготели к
альтернативным строям и много ирландской и шотландской гитарной музыки,
слушаемой сегодня, исполняется также в строях, отличных от стандарта. Как уже
отмечалось выше, ре мажор является любимой тональностью и нормально настроенная
гитара не очень приветствует эту тональность. Некоторые гитаристы,
такие как Дэйви Грэхем и Пьер Бенсусан, играли в строях EADEAE или DADGAG,
позволяющим звучать квартам, квинтам и октавам. Такой строй представляется
хорошей основой для воссоздания тональностей бурдонных инструментов. Для
большинства музыкантов такая настройка покажет способ играть в этих
тональностях при помощи открытых струн. В этом жанре нет недостатка в выборе. Только одна конкретная коллекция ирландских мелодий насчитывает более 1800 вещей! Включенная в приложение дискография, надеюсь, поможет сориентироваться в выборе мелодий для исполнения. Большинство гитаристов рано сталкиваются с музыкой ирландского композитора Турлоха О'Кэролана XVII века. Очень многие из его мелодий были аранжированы для гитары и доступны в табулатурной записи. Его музыка была сочинена для арфы и почти ничего из нее не существует в своей первоначальной форме. То, что осталось от нее - это то, что передавалось из поколение в поколение на протяжении долгих лет и во многих случаях сохранилась лишь одна мелодия. Это также относится и к ирландским мелодиям. По этой причине вы будете слышать одни и те же мелодии в разных гармониях и, конечно, вы сами можете принять участие в процессе поиска вашей собственной гармонической идеи, дополняющей мелодию. Способ, которым вы гармонизируете мелодию, станет частью вашего творчества. Будьте готовы к критике со стороны наиболее ревностных ирландских музыкантов, если переборщите с творческой стороной дела. Музыка Ирландии и Шотландии может стать мостиком в таинственный и не относящийся к определенному времени мир; место, только недавно ставшее посещаться гитарой. И здесь много неисследованного пространства. Где найти материалГитаристы могут назвать несколько источников для изучения азов игры кельтской
музыки. Самой уважаемой книгой является издание, собранное капитаном Френсисом
О'Нилом в позднем XIX столетии. Собранные О'Нилом почти 2000 мелодий
используются сегодня исполнителями на всех инструментах. Для гитаристов
основная мелодия и ритм, записанный в этих мелодиях, являются формой и каркасом
для полных аранжировок. В этом отношении нужно упомянуть, что музыка,
написанная и аранжированная для других инструментов, как скрипка, может стать
плодородной почвой для гитариста в поисках нового материала. Всегда, насколько я могу это вспомнить, в музыке меня привлекала
неоднозначность тональности. Под этим я имею в виду музыку, которая не несет
в себе достаточно гармонической информации, позволяющей судить мажор это или
минор, например, могут ли быть здесь кварты или квинты, а не терции. Впервые я
был ошеломлен таким
качеством в средневековой музыке и ранней музыке XIII и XIV века. Более поздняя
музыка, подобно Бартоку и Хиндемиту (не забывая Джонни Митчел и Дэвида
Кросби!) также имеет эту гармоническую черту. Искренняя волыночная музыка
также имеет это свойство и когда я впервые услышал аранжировку ирландской
музыки на гитаре (это был Джон МкКормик, играющий особенно атональную версию
The Blarney Pilgrim), я понял, что эта вещь была почтенного возраста, странной
и обладала тем неоднозначным качеством, которое я так любил. С того дня я
начал учиться музыке и это было для меня перспективным занятием. Я считаю,
что современные гитаристы должны осознавать, что, возможно, мы является всего
лишь первым или вторым поколением, пытающимся внедрить наш инструмент (сольно)
в эту богатую музыкальную традицию. Первые шаги были сделаны Даком Бэйкером,
Мартином Карси, Пьером Бенсунаном, Дэйвом Ивансом и Дэйви Грэхемом. Другие
музыканты сделали неоценимый вклад, включая Джона Ренборна, Мартина Симпсона,
Питера Фингера, Арти МкГлина и Сета Остена. Перевод - Ложкомоева Екатерина. created by: Katya Lozhkomoeva, 2000-2015. |